1 мар. 2016 г.

Что такое экопоселения и чем они живут. Украина




В общине под Киевом живут за счет коз и зарабатывают на мыле

Устав от городской суеты, все больше современных украинцев решаются покинуть бетонные джунгли, чтобы начать новую жизнь — спокойную и в гармонии с природой. Объединенные такой идеей люди собираются в общины и обустраивают экологические поселения.

Здесь они ведут хозяйство, сами строят дома, занимаются органическим земледелием, высаживают лес и даже занимаются бизнесом, но только тем, который приносит истинное удовольствие. Посторонних экопоселенцы не слишком то жалуют: далеко не каждый горожанин способен понять, как можно бросить престижную работу, отказаться от многих привычных благ цивилизации и добровольно уйти жить в села, которые местные жители, наоборот, хотят поскорее покинуть. Но уж если экопоселенцы и кого-то впускают в свой мир, то принимают очень искренне и радушно. Такое исключение было сделано и для нас. "Сегодня" узнала, как живется современным экопоселенцам, и тяжело ли им выживать зимой.

ПАВЕЛ: "Мечтал жить в лесу, который посажу сам"



Чтобы узнать о быте и философии поселенцев, мы отправились в одно из отдаленных сел Киевской области. Здесь, на окраине села, на живописных холмах близ пруда, расположилось экопоселение "Дубравушка". Но так сразу найти дома поселенцев — задача не из легких: окраина села безлюдна, и спросить дорогу просто не у кого.

Вдруг мимо деловито пробегает дворняжка, и мы решаем проследовать за ней. Расчет оказывается верным: через несколько минут местный шарик выводит нас на узкую заснеженную дорогу, где нас уже встречает владелец поместья Павел. В руках у него — обтесанный посох, на ногах — высокие резиновые сапоги. "Добрый день", — приветствует нас Павел. По сугробам, мимо замерзшего озера, Павел ведет нас в гору к своему дому, а по дороге рассказывает свою историю: "Я переехал сюда из Вишневого, а работал в Киеве, — поясняет поселенец. — В той жизни у меня было много специальностей, последняя — помощник руководителя и ведущий специалист по производству. 

Мы занимались вентиляционными системами. У меня была хорошая должность и зарплата: я начинал с того, что стоял в подвале в холодном бетонном цеху и работал жестянщиком, а закончил тем, что сидел в теплом офисе за компьютером и попивал кофеек. Но работать и зарабатывать деньги мне просто надоело, а как дальше жить, я не знал. Поэтому уволился с работы и стал думать, что мне делать. А когда долго думаешь, ответ обязательно приходит. Так у меня появилась идея жить в поселении и создать такую систему, чтобы можно было существовать без денег и обеспечить семью всем необходимым. И вот — я попал сюда".



Поселенец. Сам сделал санки.

ПОМЕСТЬЕ. Поднявшись на холм, мы попадаем во владения Павла. Нас встречает покосившийся домик и сарайчик из досок и камыша, в котором живет все хозяйство поселенца — несколько коз. "Мясо я не ем, но у меня есть козы, и я только пью молоко. Но мне сейчас достается мало: у меня есть котята и собачка, а им нужны тоже какие-то жиры, вот я и делюсь с ними", — рассказывает поселенец.

По словам Павла, свой полуразрушенный дом он приобрел два года назад за 13 тыс. грн. "Я еще ничего особо не успел там сделать. Я вообще был против купли-продажи земли или домов: по моему мнению, земля принадлежит тому, кто на ней живет и ухаживает за ней, а дом нужно построить свой. Но я планировал жить с семьей, поэтому пришлось покупать. А так, я бы вырыл себе землянку, да и жил в ней.

Фактически я и так приехал на ровное место. Сначала мне пришлось сделать условия для коз, построить сарайчик, — рассказывает поселенец. — Вообще я тут не скучаю: летом кошу сено и заготавливаю дрова. Для того чтобы экологически строить из непокупных материалов, заготавливаю камыш на озере. В планах у меня — высадить лес: я мечтаю жить в лесу, но пока у меня своего леса нет. Пока я высаживаю на своем участке разные деревья: посадил 20 сосен, а также 100 грабов, дубов, берез, каштанов, туй".

Кормит поселенца собственный огород, но урожая с земли на весь год пока не хватает. "С огорода я имею пищу в основном на лето: зелень, помидоров немного закрыл на зиму, а огурцы не выросли — было очень жарко. У меня есть друг, который выращивает и продает экологически чистые продукты: гречку, клубнику, малину, давит масло из семечек. Он со мной делится. Крупы какие-то приходится докупать в магазине. Питьевую воду я пока беру у соседей, а на хозяйственные нужды — черпаю из своего колодца", — добавил поселенец.



Интерьер. В доме есть электричество и компьютер.

МУЗЫКАНТ И МЕЧТАТЕЛЬ. Со двора Павел приглашает нас в дом. Обстановка здесь аскетическая, а главная в доме — большая печь, которую поселенец выложил собственноручно. "Когда были сильные морозы, я топил лежанку. А дома у меня было плюс 5 градусов", — рассказывает Павел.

Наш взгляд привлекает необычный знак на печи, что-то вроде герба. "Это знак моего поместья, оно называется "Свитанок", — объясняет поселенец. — Тут еще не хватает волны как символа воды, а все остальные стихии есть: огонь, воздух, земля и смешанный лес — как основа жизни на земле".

По всему дому на деревянных полочках у поселенца расставлена консервация, а на кровати лежит гитара и даже бонго (африканский барабан). "Я вообще много на чем играю — и на гитаре, и на трубе, и на саксофоне и барабане", — поясняет Павел.

На стене висит тетрадный лист. Здесь Павел записывает свои планы. Кроме косьбы сена и поделок из травы, нас привлекает необычный пункт — "ходули". "Да, есть у меня такая мечта — научиться ходить на ходулях, — смеется поселенец. — Кроме того, на них, наверное, удобно подстригать высокие деревья".

Несмотря на отшельническую обстановку, в доме у поселенца проведено электричество и даже имеется раритетный компьютер. "Я включаю его только для того, чтобы синхронизировать контакты с телефоном. Интернета, конечно, нет — только мобильный на телефоне. На нем можно читать новости, но видео уже не посмотришь", — жалуется Павел. Кстати, несмотря на условия проживания, поселенец ведет страничку в Facebook, где общается с единомышленниками.



Печь. Герб родового поместья поселенца.

"ТОПОРНЫЙ" БИЗНЕС

Счета за электроэнергию Павлу приходят мизерные: в квитанции — всего 1,96 грн. Но даже эти деньги приходится как-то зарабатывать, ведь, увы, совсем без них поселенец жить еще не научился. Источником заработка Павла является собственный бизнес по изготовлению деревянных ложек и другой посуды. "Ложки сделаны топором. Есть такое выражение — "топорная работа". Его люди почему-то используют в пренебрежительной форме, но я своим ремеслом доказываю, что топорная работа, наоборот, может быть очень качественной", — отмечает поселенец.

Прямо при нас Павел достает массивный топор и принимается за работу. "Все начинается с баклуши (заготовки), которую я колю на четыре части. Потом на ней рисую контур будущей ложки, топором начинаю все строгать, а в завершении — шлифую", — говорит поселенец.

Подарочный набор из дубовой и грушевой ложек Павел называет "пан плюс пани". Стоит он 90 грн. "Ложки я режу только из сухих деревьев, и к каждому изделию добавляю бумажку с надписью: "При изготовлении ложек ни одно живое дерево не пострадало", — смеется поселенец.

Павел добавляет, что селяне его пока воспринимают как местную диковинку. "Есть люди, которые общаются с тобой, только когда напьются: им становится весело на душе и интересно, что же ты такое. Они приходят в гости, но чаще приходится им отказывать, ведь нужно работать, — жалуется поселенец. — Есть также непонимание: кто-то нас не любит, кто-то относится снисходительно, как к приблудившемуся псу, а кто-то — очень понимает. Но такие — в меньшинстве".

Павел провожает нас до перекрестка и направляет к другой усадьбе — "Лесная Сказка", в которой живет его соседка Анастасия. И здесь мы с ним прощаемся.



Ремесло. Рождение ложки.

АНАСТАСИЯ: всегда хотела свой дом

Поместье Анастасии — это совсем другая история, которая наглядно иллюстрирует, как может выглядеть мечта экопоселенца. Девушка обосновалась в селе четыре года назад, но уже успела отстроить дом, беседку, летнюю кухню, а сейчас реставрирует гостевой домик.

"Вы пока проходите, а я достану хлеб из печи", — приглашает нас хозяйка. Внутри дом Анастасии похож на сказочную избушку: деревянные двери с причудливыми щеколдами из шлифованных коряг, вместо мягкой мебели — тюки с соломой, а на стене радует глаз дизайнерская лепка в форме дуба. Из дерева здесь даже люстры и ванная. Под потолком в доме висят букеты из трав, а на полочках — обилие домашних заготовок: травы, грибы, сушеные ягоды, фрукты и овощи. Самостоятельно девушка не только печет хлеб, но делает конфеты из гречки и мыло.



Хозяйка. К приезду "Сегодня" испекла в печи хлеб.

"Мне всегда хотелось иметь свой дом, ведь я выросла в деревне, — говорит Анастасия. — Восемь лет назад я перешла на аюрведическое питание, потом на сыроедение и в результате вышла на более высокий уровень осознанности: я стала задумываться не только о том, что я ем, но и том, какую косметику я наношу на себя, какими мыльными и моющими средствами пользуюсь, какую одежду ношу... С каждым этапом приходило понимание, что я хочу пользоваться более экологическим — настоящим.

Наши предки, наверное, более правильно жили, а современная жизнь городского жителя — это тонны мусора. Я поняла, что хочу что-то поменять в своей жизни, и решила переехать на землю. Нынешнее место я просто нашла по интернету. Приехала сюда, мне понравилось, и я купила здесь участок. Начала регулярно сюда приезжать из города, потихоньку обустраиваться и обживаться. Дом, в котором я живу, старый — мне пришлось его полностью реставрировать. Я нашла экостроителей, и они помогли мне осуществить мою мечту".



Сладости. Конфеты из гречки вкусные и полезные, но много не съешь.



Мыло. По виду и запаху напоминает восточные сладости.

По словам Анастасии, химии в ее доме не место. "Дом построен из натуральной глины и дерева — его стены "дышат". Нет гидроизоляции полиэтиленом и никаких синтетических материалов. Окна — из натурального дерева, а стекло без уплотнителей, что создает естественное проветривание, и меня это полностью устраивает, — делится девушка. — Хотелось максимально использовать природные материалы для строительства, я не нашла разве что деревянных выключателей. Любой стиль можно воплотить из природных материалов — даже хай-тек".

Полностью связь с цивилизацией девушка не разорвала, ведь смысл жизни в экопоселении — не стать отшельником, а качественно поменять свою жизнь. В ее доме есть все удобства цивилизации: ванная, горячая вода, электричество, интернет. Отопление — за счет печки. "Раньше у меня было свое рекламное агентство, а еще я занималась дизайном интерьеров. Работа, конечно, у меня была креативная, но все равно на природе жить и творить интереснее, чем в городе, и для здоровья полезнее", — пояснила хозяйка.



Заготовки. Урожай, собранный летом, кормит хозяйку всю зиму.

Анастасия живет в поселении дольше остальных. "Вообще у нас пока шесть молодых семей — три уже живут, а три еще строятся. Чтобы жить зимой, у них не готовы дома. Мы продолжаем привлекать людей, которые хотят жить в гармонии с природой и собой, растить здоровых детей. В деревне еще есть много места для единомышленников", — отмечает девушка.

Питается хозяйка с собственного огорода. "Приходится летом много трудиться, но это даже в удовольствие. В городе ведь тоже каждый день ходишь на работу, зарабатываешь, а потом покупаешь те же самые овощи, только непонятно как выращенные. А в моем случае, я знаю, что я ем", — улыбается девушка. Но деньги все равно приходится зарабатывать. "Здесь, конечно, меньше расходов, чем в Киеве. Но все же они есть", — резюмирует Анастасия.



Санузел. Даже ванная с туалетом здесь деревянные.


СВОЕ: крем из масла и помада из свеклы

Бизнес девушки — производство экологических сладостей, натуральной косметики и услуги по экодизайну пространства. "У меня есть интернет-магазин, через который я получаю заказы. А сейчас я вам все покажу", — говорит Анастасия и удаляется в другую комнату. Через минуту она возвращается с целым подносом… сладостей? "Нет, это мыло! Просто оно так пахнет и выглядит, что многие говорят, что хотели бы его попробовать на вкус, — смеется Анастасия. — Мыло делаю из натуральных масел, мед кладу прямо ложками, еще здесь отвар ромашки и прополис, в другом — молоко и мацераты (масляные настойки растений. — Авт.) собственного приготовления. 

Крем делается тоже из свежих масел холодного отжима: льняного, тыквенного и орехового и натурального воска — он имеет самые полезные свойства. У нас есть масло-пресс, так что масло мы давим сами. Еще я делаю сухой дезодорант. Есть такой минерал — алюмокалиевые квасцы, в них я добавляю цветочную воду и эфирное масло. Также делаю губную помаду с натуральными красителями: охрой и свеклой".

Стоят мыльные произведения Анастасии от 50 до 90 грн. "У меня есть идея открыть органические магазины в Киеве, экокафе, разработать свою линию косметики", — делится планами девушка.


Ручной работы здесь и сладости. "Вы когда-нибудь пробовали конфеты из пророщенной гречки? Вот попробуйте, они очень полезные. И настолько сытные, что достаточно всего пару штук, чтобы насытиться", — говорит хозяйка.



ИСТОЧНИК